19 апреля, пятница | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
История принадлежит великим историческим общностям, а не бумажным лимитрофам, созданным волею руки вполне конкретных людей для вполне конкретных целей. Стоит взглянуть на карту и всё станет яснее. Какой союз внутри ЕС первым приходит на ум? Вышеградская ч Галицийский прорыв вен
Грязные бумаги, грязные дела
Владимир Путин сравнил Россию с плавильным котлом – гласят заголовки СМИ. Выступая на форме Валдай, российский лидер заявил о том, что Россия, как и США, тоже плавильный котёл, состоящий из множества общностей. Однако из сказанного далее следует, что пр “Плавильный котёл” для России?
Слово не воробей
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
23 марта 2022 года в Центральном Доме Ученых РАН, Фонд имени Фиделя Кастро и Российское общество дружбы с Кубой провели в круглый стол, посвященный 60-летию плана операции «Нортвудс» США против Кубы. В мероприятии приняли участие и выступили с докладами р «Нортвудс», далее везде
Операции США под ложным флагом
Американские военные требуют от Россия отказаться от системы ответного ядерного удара под названием «Периметр», которую на западе прозвали «Мертвая рука». В Вашингтоне хотят запретить нашей стране использование этого уникального комплекса, который в случа Кого пугает «мёртвая рука»?
Будет вам ответка!
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Сегодня, 27 апреля 2023 года, исполняется 60 лет с начала исторического визита Фиделя Кастро в СССР. Этот визит заложил тот прочный фундамент, на котором в наши дни, на новом этапе, возможно выстраивание российско-кубинских отношений. Именно это станет гл Воплощение образа Зевса и символ борьбы за свободу
Россия и Куба!
Один из организаторов Русской весны в Харькове, лидер организации «Русь Триединая» Сергей Моисеев о том, почему главный центр Слобожанщины не был взят в первые дни специальной военной операции, ренегатах и предателях внутри харьковской верхушки Почему до сих пор не взяли Харьков
СВО и многовекторность
Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима
Убрать таможню?
В Москве прошла международная конференция «Турецкий фактор закавказской политики: влияние на Азербайджан, роль Армении и Турции как христианских государств». Ведущие интеллектуалы из Турции, Азербайджана, Армении, Грузии и России обсудили очень сложные во Турецкий фактор закавказской политики: от продвижения западных интересов к евразийской геополитике
Что ждать Закавказью?
Экспертный круглый стол на тему «Американская стратегия “Анаконды”: угроза включения Закавказья в пояс нестабильности» состоялся 13 сентября 2022 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Участник Закавказье: сплотиться против «Анаконды»
Кльца сжимаются
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Западный мир перешел в фазу саморазрушения, деиндустриализация и экономическая рецессия в Германии, проблемы США с колоссальным госдолгом, которые нельзя разрешить, неспособность Запада нанести поражение России в конфликте на Украине даже совокупными усил Россия открывает ворота на Юг
Новый виток развития
Валерий Коровин, новая книга, Конец Европы. Вместе с Россией на пути к многополярности, издательство Родина, презентация Европу спасёт Русское чудо
Конец или начало?
россия, куба, президент отель, многополярный мир, Российско-кубинские отношения в свете становления многополярного мира, Валерий Коровин, Александр Дугин, Сергей Бабурин, Сергей Миронов Россия и Куба: вместе против расчеловечивания и однополярности
Удар в брюхо США
Широко известный факт – о реальном, а не показном благополучии той или страны можно судить по двум простым параметрам: отношению к старикам и отношению к детям. Как же обстоит с этим дело в самой благополучной, по собственному утверждению, стране мира – С Ежедневно 60 тысяч детей в США отправляются за решетку
Жестокость к детям – это закон в США
6 октября 2023 года в Бишкеке состоялось выездное заседание Всемирного Форума «Новая эпоха – новые пути», приуроченное к саммиту СНГ, который пройдет в Кыргызской Республике 13 октября 2023 года. Мероприятие организовано Международной организацией евразий «Новая эпоха – новые пути»: шаг к укреплению многополярности
Ради будущего Евразии
В последнее время всё чаще в новостных лентах фигурируют сообщения о произволе, беспределе и преступлениях, совершаемых либо мигрантами, либо «новыми россиянами», лишь недавно получившими  паспорт гражданина РФ.  Большинство обозревателей отмечают самоуве Трудовые будни самарской миграционки
Русские возвращаются?
Приближается православный праздник – Крещение Господне. В этот день по всей России и далеко за её пределами верующие совершают омовение.   Вместе с тем, в наших холодных широтах Крещенские купания – истинное испытание. Настоящий подвиг для тех, кто в обыч Крещенские купания: как относиться, как подготовиться и… начать моржевать?
Моржи моржуют!
Поэтический вечер члена Союза Писателей России и Союза Писателей Донецкой Народной Республики Натальи Макеевой прошёл в конце 2023 года в московском клубе «Бункер на Лубянке» http://evrazia.org/news/49267.  Мероприятие получило название «Мы снова стали не Вечер «непокорных» в «Бункере на Лубянке»
Z-поэзия или... ?
Одним из неочевидных результатов начала в 2022 году Специальной военной операции ВС России на территории бывшей Украины стал выход поэтов, пишущих о современной войне, из маргинального поля. При том, что литературный процесс, связанный начавшимися в 2014 Пропуская сквозь себя войну
Для кого эти стихи?
Специальная военная операция ВС России на территории бывшей Украины продолжается уже два года. За это время она приобрела поистине всенародный характер. Приложением нечеловеческих усилий сотен тысяч людей на фронте и в тылу русская армия медленно, но верн Награда для современных последователей Ковпака
Награда найдёт героев!
Спустя более чем год после начала Специальной военной операции ВС России бывшей Украины появляется всё больше свидетельств недостатков российской армии, которые высветила СВО.   Причин много. По мнению ряда экспертов главная – Россия слишком давно полноце Ошибки СВО: осознать и победить
СВО: начало
14 декабря 2022 года российские хакеры из группировки «Anarchist Kombatant» взломав сайт украинского военного командования получили доступ к спискам 35 тысяч 382 военнослужащих ВСУ, которые числятся как «пропавшие без вести». Едва ли генерал Залужный и ве Фронтовики или подопытные кролики?
ВСУшник, где твои почки?
22 марта 2024 года в одном из крупнейших концертных залов Москвы обычные мирные люди, пришедшие послушать песни известной музыкальной группы «Пикник», были жестоко убиты и ранены группой радикалов. На сегодняшний день – 144 погибших, более 500 пострадавши Уроки «Крокуса»
Кто истинный враг?
14 июня 2022 года, в день рождения знаменитого кубинского команданте в Москве в Доме учёных состоялся круглый стол на тему «Че Гевара: идея справедливости и её перспективы», который провели которых Фонд имени Фиделя Кастро, Российское общество дружбы с Ку Че Гевара: его боялись США
Жизнь и смерть ради справедливости
В конце 2021 года в Москве прошел благотворительный вечер в честь презентации Фонда содействия развитию русско-кубинских отношений имени Фиделя Кастро.  Организация была создана полгода назад общественными деятелями и экспертами, чья жизнь и работа связан Россия-Куба: вместе мы создаем многополярный мир
Москва-Гавана: новое измерение
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Умеренные, радикалы и прочие: причины раскола салафитского движения Дагестана


Концепция джихада в исламе имеет довольно широкий спектр смысловых восприятий, в радикальном же салафизме наблюдался примат т. н. «джихада меча» в его диверсионно-террористической форме 9 ноября 2012, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Раскол в салафитском движении Дагестана в целом был обусловлен отсутствием жесткого единоначалия и размежевания методик и целей

В постсоветский период социальная обстановка в Дагестане на конфессиональном поле накалялась до предела. Население выражало неприятие идей обновления, которые выдвигали значительно активизировавшиеся в то время ваххабиты. Особенно сильно это проявилось в 1999 году - непосредственно перед нападением боевиков Басаева и Хаттаба на Дагестан.

Резкая критика посещений кладбищ, а в некоторых селах разрушение надмогильных плит, неуважение и нигилизм, проявляемые в отношении традиционного пантеона суфийских устазов и шейхов, отрицание мавлидов и прочие акции представителей салафийи не находили поддержки и внутри самого движения. В салафитском, на первый взгляд монолитном организме, начали проявляться центробежные силы. В итоге, по мере развития и углубления противоречий, в 1995-1996 годах в движении произошел раскол.

Сразу после возникновения внутриисламских противоречий в дагестанском обществе распространились слухи о щедром финансировании ваххабитов из-за рубежа.

В целом наметилось три течения. Выделилась довольно большая, численностью более 2000 человек группа сторонников Мухаммеда Багауддина, которых относят к радикальному течению салафитского движения. Другим ярким представителем северокавказского салафизма являлся Ахмад-кади Ахтаев - его сторонники насчитывали около 2000 человек. Ахтаев являлся лидером умеренных салафитов. И третье, сравнительно малочисленное движение салафизма (можно охарактеризовать его как движение салафитских затворников), возглавляемое Ангутаевым Ангута, более известным под именем Аюб Астраханский. Они в основном развернули свою деятельность в Астрахани, где и проживал их лидер.

Радикальное крыло, возглавляемое Багауддином, являлось воинственным, ставившим целью силой оружия отстаивать и внедрять свои идеи. Центром радикального салафизма был город Кизилюрт. Основная деятельность представителей данного направления салафизма на начальном этапе развития (1990-1994) заключалась в получении знаний. Багауддин был арабистом-филологом и развернул активную образовательную деятельность в Кизилюрте и других местностях Дагестана. Большое внимание было уделено укреплению убежденческой базы - акиды. Она должна была исходить из тавхида - концепции совершенного единобожия. Кстати, одно из самоназваний саудовских (исторических) ваххабитов - мувахидун, то есть единобожники.

Радикальные салафиты, или неоваххабиты, в своих идеологических, ревизионистских устремлениях подошли, пожалуй, к самому дебатируемому и спорному понятию в исламе, а именно концепции такфира - обвинения в неверии. Молодые, ангажированные адепты радикального салафитского движения начали идеологический «штурм» своих односельчан, родственников, обвиняя их в различных формах неверия и отхода от собственно исламского ядра. Все это привело к резкому недовольству общества и, в частности, сельских джамаатов в отношении всей идеологии салафизма.

Сторонники Багауддина выступали против мавлидов - празднования дня рождения пророка Мухаммада, которые на протяжения всей советской власти были одной из немногих социальных нитей с традиционной исламской системой взглядов. Критике радикальных салафитов подвергся также культ мертвых: надмогильные постройки и в большей мере мавзолеи и гробницы (мазары) суфийских шейхов и устазов. Радикальные салафиты были против всякого почитания суфийских авторитетов, которому уделялось большое место в Дагестане.

Сразу после возникновения внутриисламских противоречий в дагестанском обществе распространились слухи о щедром финансировании ваххабитов из-за рубежа. Действительно, в начале 90-х годов на Северном Кавказе были открыты представительства некоторых исламских (арабских) организаций, которые в свою очередь учреждали и финансировали центры салафитского развития. В Кизилюрте и других местностях открывались медресе. В селе Первомайское Хасавюртовского района Дагестана был открыт издательский центр «Сантлада», которым был налажен выпуск литературы исламского содержания.

У представителей «багауддиновцев», помимо центров и медресе, были также военно-спортивные лагеря, где проводилась физическая подготовка и укрепление «исламского духа», прежде всего, дагестанской молодежи. Радикальные салафиты понимали, что духовенство совместно с властью приступит к принятию жестких мер в отношении их устремлений и начнет идеологическую чистку. Салафитские лидеры стали склоняться к необходимости ведения с властями вооруженных действий. В связи с этим актуализировалась собственно идея джихада. В принципе, концепции джихада уделялось большое внимание на всех этапах развития салафитского движения, но сама идея джихада с воодушевлением воспринималась именно адептами радикального салафизма. Концепция джихада в исламе имеет довольно широкий спектр смысловых восприятий, в радикальном же салафизме наблюдался примат т. н. «джихада меча» в его диверсионно-террористической форме.

Усиление салафитского движения и приток в их ряды представителей интеллигенции беспокоило власть. В сфере влияния реакционеров оказались некоторые ученые, врачи, педагоги, инженеры и другие представители интеллигенции, чей потенциал оказался не востребован обществом.

Умеренных же салафитов, в особенности городскую интеллектуальную молодежь, в идеолого-теологической области можно отнести скорее к обновленцам-реформаторам, нежели, собственно, к классическому салафитскому движению в том ракурсе и оценке, которая существует в востоковедческой литературе.

Ахмад-кади и его сторонники представляли собой, скорее, исламистов-прагматиков, которые, не вписываясь, в привычные радикальные клише, выступали за диалог с оппонентами, были готовы отказаться от наиболее одиозных установок и добиваться успеха, используя демократические институты. Основной их идеал в сфере культа и ритуала было неукоснительное следование Сунне пророка Мухаммада и первых трех поколений мусульман.

Однако, коренное различие их от радикалов лежало в области методов ведения борьбы за установление исламских положений. Умеренные салафиты не подвергали безоглядной критике современное состояние общества, понимая, что необходимо внести лепту в улучшение этого общества. Последователи Ахмад-кади были склонны к анализу и являлись сторонниками эволюционно-интенсивного движения к поставленным целям, в их цели не входили антиконституционные или антиобщественные методы. Задачами являлись возврат к классическому мусульманскому сознанию, мягкая шариатизация и исламизация, а также работа на привнесение морали ислама во все сферы жизни.

Умеренные салафиты считали вполне приемлемым тезис о возврате к дореволюционному положению ислама, когда существовал некий паритет идеологий, воплотившийся в частности в явлении правового плюрализма.

Правовой плюрализм заключался в наличии как шариатских, так и российских судебных органов. В реализации же идейных установок требовалось максимально минимизировать негативный общественный резонанс, способствуя естественному восприятию исламских ценностей интеллигенцией и студенчеством. Умеренные салафиты не преследовали целей приодеть всех в религиозные одеяния, не призывали и строго не следовали внешнему виду, такому как борода и укорачивание брюк, заявленному радикальными салафитами в качестве единственно верного примера для подражания.

Ситуацию, сложившуюся на тот момент в Дагестане, и в целом в северокавказском регионе, сторонники умеренного салафитского движения считали заранее спланированным некоей «третьей силой» с участием других заинтересованных групп, сценарием по дестабилизации и глубокому расколу мусульманской уммы. Они считали, что конфликт внутри ислама и между двумя мусульманскими группами выгоден, прежде всего, тем, кто мечтает о дестабилизации ситуации на Кавказе. Умеренный салафизм предлагал своим сторонникам, не ввязываясь в унизительную «драку» и никчемное выяснение отношений, уделять больше внимание приобретению знаний.

Раскол в салафитском движении не был концептуальным. Все претензии сторон вращались вокруг незначительных внешних атрибутов исламской этики. Немаловажную роль в начале раскола сыграл финансовый вопрос. Дело касалось контроля и распределения денежных средств, поступавших от благотворительных исламских организаций Саудовской Аравии, Катара, Объединенных Арабских Эмиратов. Почти с самого начала Багауддин установил связь с арабскими деловыми и финансовыми кругами с целью получения помощи. С началом раскола и противоречий с Ахтаевым Багауддин все больше позиционировал себя единственным и реальным проводником салафитских, а значит «чистых» исламских идей в Дагестане. К середине 90-х годов почти все финансовые средства были сконцентрированы у радикалов и попали под контроль Багауддина.

Примечательно, что все три лидера направлений дагестанского салафизма до распада Советского Союза и начала 1990 года входили в Исламскую Партию Возрождения, представляя единую сплоченную силу.

Тем временем Ахмад-кади, потеряв контроль над финансовыми средствами, остался без части сторонников, которые не видели реальных перспектив в умеренных взглядах и частично были на самом деле движимы меркантильными целями. Тем более что наладить учебно-образовательный и просветительский процесс в движении Ахтаеву не удалось. Инициатива полностью перешла к Багауддину, который уже объявил себя единоличным амиром Исламского Джамаата Дагестана.

Несколько отдаленным от блока Багауддина и Ахмад-кади, как амиров умеренного и умеренно-радикального джамаатов, предстает группа Аюба Астраханского. Его сторонники придерживались тезиса: «Кто не с нами, тот против нас». Их можно отнести к «неоваххабитам», постольку аюбисты были довольно щепетильны в следовании «пунктам ширка» саудовского реформатора XVIII века Мухаммеда Ибн Абд-аль-Ваххаба. Согласно интерпретации этих пунктов, под куфр и ширк подпадало почти все население Дагестана, за исключением самого идеолога радикалов и группы его сторонников.

Некоторые исследователи склонны представлять аюбистов ультрарадикалами, однако радикализм их находился в области идеологии, а не практики. Идеологические посылы аюбистов-радикалов представляли собой крайнюю форму мракобесия и ксенофобии. Это проявляется в следующем. Допустим, если ты не считаешь кафира или мушрика за такового, то сам становишься им, то есть кафиром или мушриком. Основная «неоваххабитская» формула выражается так: «Если ты не считаешь кафира кафиром, то сам - кафир».

Так, неверными и язычниками объявлялись и авторитетные мусульманские ученые, не приемлющие подобные идеологические интерпретации реакционных «ваххабитов», проводимых на Северном Кавказе Аюбом. Крайне негативно отзывались аюбисты о мусульманах Дагестана и Чечни, не входящих в их блок. Для этого он должен был явиться к самому «шейху Аюбу» с намерением принять идеологию ультра-салафийи. Удивительным может показаться то, что аюбисты не поддерживали идею «джихада в Чечне».

Как видим, салафитское движение было довольно разнопланово. Оно представляет интересы разных социальных слоев. В умеренной салафийе представлена студенческая молодежь, интеллигенция, некоторые симпатии к ним питают представители профессорско-преподавательского состава. Сторонники умеренной салафийи - это представители «просвещенного» или интеллектуального ислама: не агрессивные, молодые люди, большей частью с базовым, вузовским и послевузовским образованием.

В рядах же радикальных салафитов находятся представители крестьянства, обедневшие сельские жители, безработные городские. Они, как правило, не имеют высшего образования, мало занимаются расширением своего познавательного кругозора, ограничиваясь узко религиозными догматами. Их характеризует резкий негативный настрой по отношению к органам государственной власти, особенно к силовым ведомствам.

В свою очередь, социальный портрет аюбиста можно характеризовать как человека, едва ли завершившего курс среднего образования, нашедшего в реакционных идеях Аюба спасительную панацею от всех проблем и способ приобрести доселе не существующий социопсихологический статус. Прибегая к резко агрессивным идеям, молодой ангажированный адепт находил в них подтверждение и отклик своему внутреннему миру. Внутренний мир, представлял человека морально и духовно замкнутого, отторгнувшего себя от общества и государства и подобным базисом укреплявшего свой статус.

Раскол в салафитском движении Дагестана в целом был обусловлен отсутствием жесткого единоначалия и размежевания методик и целей. Каждый из руководителей салафитского направления находился в своем замкнутом географическом и идейно-правовом поле. Ахмад-кади в основном проживал в столице Дагестане - городе Махачкала. Багауддин - лидер радикалов - жил в Кизилюрте (небольшой городок в пятидесяти километрах от столицы республики), где и возглавлял медресе. Аюб занимался своей проповеднической деятельностью в Астрахани. На каком-то этапе между ними произошли трения в вопросах методики и идейных посылов. Взаимные обиды, начавшиеся с несущественных вопросов, в частности, внешней формы, переросли в недопонимание целей и задач друг друга.

Примечательно, что все три лидера направлений дагестанского салафизма до распада Советского Союза и начала 1990 года входили в Исламскую Партию Возрождения (ИПВ), представляя единую сплоченную силу под руководством Ахмад-кади Ахтаева. Но с учащением заграничных вояжей, доступом к финансовым каналам и новым идеологическим источникам в салафизме наметились центробежные тенденции. Радикальный салафизм, прежде всего, испытал на себе влияние «саудовского» ислама. Некоторые богословы и религиозные деятели КСА, наладившие связь с Багауддином, имели, естественно, свое видение ислама и небезуспешно экспериментировали его внедрение на дагестанскую почву посредством влияния на джамааты. Распространению радикального салафизма (саудовского разлива) способствовала и литература «ваххабитского» толка.

Раскол в дагестанском салафизме был вполне предсказуем и естественен, постольку полярность и социальная градация, так или иначе, привели бы к размежеванию. Другое дело, что это явление было не совсем адекватно и трезво воспринято сторонами.


Ханжан Курбанов  
Комментарии:
Оставить комментарий (1)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Конец Европы Вместе с Россией на пути к многополярности издательство Родина

Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Александр Дугин. Ноомахия. Логос Европы

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru